×

Разбор фильма “Красавица и чудовище”

Сегодня мы поговорим с вами о фильме “Красавица и чудовище” (2014 г. реж. Кристоф Ганс, актеры: Лед Сейду, Венсан Кассель)

Фильм очень красочный и зрелищный, как мне кажется, сказочный стиль повествования близок к моему творчеству, поэтому делать разбор мне было приятно и интересно. Делая разбор, я нашла для себя большое количество инсайтов, которые буду использовать в работе.

Я буду разбирать фильм не только с точки зрения картинки. Мне хочется разобрать и то, как с помощью визуальной части до зрителя доносятся смыслы сюжета, как с помощью визуала у зрителя формируется нужное впечатление.

Для любителей видео-формата предлагаю посмотреть разбор в видео:

Для любителей текстового формата предлагаю следовать за мной.

Сразу хочу обратить ваше внимание, что на протяжении всего фильма мы будем наблюдать смену времен года в зависимости от происходящих действий в сюжетной линии: начало фильма – конец лета – когда семья терпит завершение своей прежней беспечной жизни, со слезами расстается со всем нажитым имуществом и уезжает жить в деревню.

Деревенская жизнь не нравилась никому кроме Белль и мы можем заметить как данный факт демонстрируется с помощью одежды.

Одежда Белль полностью соответствует деревенскому стилю, она смотрится органично и естественно в данной локации:

Что же касается одежды ее сестер, которые привыкли к балам, женихам, богатству и беспечной жизни, то мы можем увидеть в кадре тонкую сатиру режиссера, ведь одежда сестер смотрится крайне неуместно, комично и глупо в данной ситуации:

Как фотографы мы можем сделать следующий вывод: если мы хотим показать какой-то сатирический сюжет или высмеять какого-то героя, мы можем добиться этого через костюм, помещенный в неуместные обстоятельства.

Белль в своем деревенском костюме вызывает хорошее впечатление. Ее сестры в нарядах с жабо и кружевами между грядок выглядят комичными. 

Здесь же мы можем заметить переход сюжета к осени, природа увядает, листья желтеют. На природе завязан переход к дальнейшим действиям: природа увядает, а сюжет приближается к конфликту. Как-будто готовит нас к нему. Цвета достаточно приглушенные, гармоничные, теплые.

Далее по сюжету отец отправляется в город с надеждой вернуться к прежней жизни, но последняя надежда оказывается разбитой и он оказывается в трактире, окруженный разбойниками, разыскивающими его сына, который задолжал им приличную сумму денег.

Атмосфера сюжета нагнетается, мы видим это по цветам, они мрачные, приглушенных оттенков. Цвет используется зеленовато-желтый, грязный, неприятный. За счет этого у зрителей формируется ощущение неприятной сцены. Знакомство с разбойниками оказывает именно такое впечатление.

В сцене, где мафия собирается вокруг отца, желто-зеленого цвета становится все больше, другие цвета не присутствуют. Атмосфера нагнетается.Черные силуэты, грязный свет. По сюжету здесь происходит стычка.

С каждой сценой фильм становится все мрачнее и мрачнее.

Сначала были природные, солнечные оттенки. Было лето, затем была осень с теплыми оттенками. Теперь зима… мы приближаемся к точке, где что то случится.

Ракурс сверху показывает ничтожность отца при побеге. А догоняющие разбойники показаны ракурсом снизу, как будто они над ним.

Если вы хотите показать величие человека, его значимость, вы можете в фотографии брать ракурс снизу. И, наоборот, если вы хотите показать ничтожность человека на фотографии, то берете ракурс снизу. Такими художественными приемами часто пользуются в фотографии и кинематографе. 

Отец убежал от разбойников, но краски фильма сгущаются. Нам показывают темный лес, туман, странные деревья в ночи. Внутри у нас растет нагнетание, ожидание чего-то плохого. Фигура отца практически растворяется в дымке, становится нечеткой. Это формирует у нас ощущение потерянности. И по сюжету отец заблудился в лесу. Состояние потерянности нам транслируется в визуальной части. Силуэты размытые, нет четкости, голубая дымка заставляет чувствовать холодность леса. На крупном кадре лица использованы сине-фиолетовые оттенки, что наталкивает нас на мысль о скорой смерти. По сюжету идет безысходность, отец уже смирился с участью умереть в лесу в холоде. Фиолетово-синий цвет заполнил весь кадр.

Вдали отец видит как холодную синюю мглу разрезает маленький теплый лучик света. Здесь рождается надежда. Контраст: темный кадр и маленький лучик света, благодаря которому зритель обретает надежду:

Тьма расходится, мы видим очертания замка: он кажется зловещим и страшным. Синие краски, туман создают ощущение напряжения, страха, сомнения. Но теплый маленький огонечек теплит надежду. Ужасный замок и зловещая холодная луна нагнетают обстановку. Даже облако не случайно прорисовано таким зловещим, словно монстр хочет проглотить луну, все это говорит нам: что-то здесь произойдет, что-то зловещее сейчас случится. 

 

В замке сухие растения, темные интерьеры, синие оттенки цветов… все это продолжает нагнетать обстановку. Также добавляется художественный прием контраст величин: огромные интерьеры замка и малюсенький человек. Этот прием показывает нам ничтожность человека и величие предметов, окружающих его.

Если в кадре вы хотите показать величие природы, огромные размеры, то добавьте предмет, размер которого зрителю будет понятен. В данном случае, это человек.

Например: если вы хотите показать величие и размер горы, поставьте в кадр человека. На констрасте с человеком, гора будет казаться огромной на фотографии.

После того, как отец поел и собрал сокровища, он выходит из замка. Мы опять видим черно-синий цвет, который вызывает переживание и беспокойство. Что-то сейчас опять будет. Сцена, где мы видим розу, пропитана сине-зеленым холодным смертным цветом. Вся сцена холодная и отталкивающая, но алый цвет розы приманивает нас. По сюжету отец срывает розу и здесь мы видим первый кадр чудовища, но лишь его смертный, черный силуэт, без деталей, что вызывает ощущение страха, злости, агрессии. Эмоции зрителя – страх, немощность, ведь угрозу мы не видим, только чувствуем:

Когда отец возвращается в деревню, время года сменилось на зиму. Здесь показано увядание. Сюжет подходит к конфликту, с которым приходится бороться.

Далее рассмотрим сцену, где Белль хватает лошадь и убегает вдаль. На кадре зима, но не мрачная как на предыдущих сценах. Она убегает к чудовищу, и как зритель, мы должны больше испугаться. Но автор не вгоняет нас в страх, в кадре зимы он показывает надежду на светлое будущее. Верхний левый угол освещен теплым светом солнца в противовес к остальной картинке, которая серая, мрачная, без ярких цветов. Так автор показывает, что впереди все же есть лучик теплого света и надежда на светлое будущее:

И какой контраст, какая кардинальная смена освещения и цветов, когда она попадает в замок! Как преобразился сюжет. Как солнечно, красиво и светло стало в кадре. Эти контрасты снова подсказывает зрителю о надежде. Там была зима, а здесь солнце. Здесь будет красиво и хорошо.

Тот же замок, который мы видели до этого в мрачных, черных, злых цветах, когда туда пробрался отец. И как показан этот же замок, когда его увидела Белль: цветущая крепость, травка зеленая, кусты расцвели. Замок выглядит дружелюбным и наше напряжение спадает, несмотря на то, что она пришла к чудовищу. 

Одно и тоже, но насколько разно показано с точки зрения света и цвета. Если вы хотите в своем кадре передать атмосферу напряжения и страха, используйте в качестве референса замок, который увидел отец. Если наоборот, хотите передать атмосферу дружелюбности и легкости, то используйте зелень, тепло, свет и то, как замок увидела Белль:

Очень красивый кадр, где собрано несколько композиционных правил: противопоставление по масштабу – маленький человек и огромные колонны. Симметирия: кадр разделен на две идентичные половины. Ритм, который повторяется из повторяющихся колон с растениями. Луч света ведет наше внимание к главному объекты – девушке. Луч и полоска света на полу выделяют Белль. 

Следующий кадр на лестнице также композиционно прекрасен. Центральная вертикальная линия (лестница) выделена теплым светом и по краям холодный свет. Теплое всегда привлекает больше внимания, поэтому мы сосредоточены на Белль, на центральной позиции. Стулья вдоль стола добавляют ритм.

Используйте данные приемы в своем творчестве, такого плана работы будут совершенно точно притягивать зрителя.

Зеленый силуэт женщины на фоне зеленой травы и рассыпанные красные лепестки роз как капли крови. Кульминационная часть: что-то рушится, что-то умирает. Противопоставляется смерть и рождение чего то нового. Смерть показана не ужасно, а через цветы. Зеленый и красный – это самые контрастные цвета. Эту сцену невозможно не заметить, она специально привлекает наше внимание.

Чудовище появляется все больше и больше. Теперь есть его образ, мы можем его рассмотреть. Раньше он показывался нам в холодных оттенках, теперь в более теплых. Показывая нам, что его сердце смягчается. Он уже очеловечивается за счет общения с Белль. Глаза чудовища зеленого цвета, и платье Белль тоже зеленого цвета. Тонкие нити, соединяющие Белль и чудовище, были продемонстрированы с помощью цвета.

Следующий день и новый наряд. Платье более холодного насыщенного изумрудного цвета. Как красиво этот цвет смотрится с розовыми розами. Нейтральный серо-бежевый фон и акцент розовых цветов и изумрудного платья смотрится очень красиво. Возьмите себе на заметку такое цветовое сочетание.

Начинается танец. Как эту сцена показывают с разных ракурсов: общий план, дальний план, сверху, сбоку, еще более дальний план. Когда вы фотографируете серию, не забывайте про смена ракурсов и смену планов, чтобы показать эту серию наиболее детально. Так у зрителя будет ощущение присутствия.

Поклон Белль показывает величие чудовища, что он властен над ней, а она робко ему подчиняется.  Голубой цвет платья и бордовый цвет костюма чудовища – противоположные цвета, которые очень контрастно смотрятся. Борьба женственности и грубости.

Белль приезжает домой в той же накидке, в которой она убежала. Кажется, что она такая же как ее родные. Но как только  она снимает накидку, за счет алого костюма она выделяется на общем фоне. Это нам говорит о том, что пришла другая Белль, она сильно изменила внутри.

Кадр с ланью. С одной стороны теплые приятные желтые краски, а с другой стороны мрачный осыпавшийся лес, мрачная вода. Мрачный лес как будто поглощает теплое, холод наступает. И только лань, как лучик света, на котором все держится. Уйдет лань из кадра, и холод и мрачность поглотят все. Так и случается.

Какая отрешенность в кадре с убитой ланью. Песок, который ассоциируется с пустыней, где ничего не растет. Тело убитого животного показывает предательство. 

Принц склонился над женщиной, он жалеет ее, но над ним уже нависла тень чудовища. Эта тень как визуальный образ нагнетает и показывает что случится дальше. Такие тени мы можем использовать в своем творчестве

Линия крови убитой женщины ведет нас в то место, где вырастает роза. Теперь становится понятно почему эти розы так дороги для чудовища. Эти розы – это все, что осталось от его жены. Если бы не было струйки крови, розу мы могли бы не заметить. Линии – это очень мощный художественный прием. Куда стремятся линии, туда устремляется взгляд зрителя. 

За счет ракурса сверху показана ничтожность разбойников, когда они в замке начинают все крушить и ломать. Человек выглядит маленьким, на контрасте с интерьерами замка, практически карлик. Это сделано для того, чтобы показать ничтожность варварства и грабежа. Даже трава кажется огромной за счет ракурса. На всем пребывании разбойников в замке и их побег из него используется такой ракурс, который уменьшает фигуру разбойника. Нижний ракурс – тоже хороший художественный прием.

Синего, мертвого цвета чудовище лежит в воде и живая, теплая, яркая Белль. Противопоставление: он умирает, а она наполнена любовью. 

На другом кадре на Белль падает свет, за ней творится хаос. Но режиссер хочет показать, что когда человек влюблен, он полностью отдает себя этой любви и не обращает внимания ни на что больше. 

 

Дальше мы возвращаемся в дом ее отца, а там снова лето. Цветут деревья, все залито солнцем, Белль улыбается. Нам показывают красивые пейзажи. Теплые цвета, теплые оттенки – добро победило.

Вот такой разбор получился, я надеюсь вы смогли по-другому взглянуть на фильм, даже если смотрели его до этого.

Данный разбор был экспериментом, в зависимости от вашей обратной связи я смогу понять есть ли необходимость в создании новых обзоров, поэтому обязательно пишите мне

Я ВКОНТАКТЕ

Я В ТЕЛЕГРАМ

АВТОР: КАТЕРИНА ОРЛОВА